Продление сроков ремонта по ОСАГО и уточнение списка бэушных деталей для срочного ремонта автомобилей — вот два основных способа помощи автомобилистам, на которых планирует сосредоточиться Госдума. В четверг, 19 января, там прошла закрытая встреча депутатов с представителями автостраховых, автомобильных сообществ и Народного фронта, на которой разбирались проблемы, возникшие с ОСАГО из-за дефицита комплектующих, и пути их решения. О ее итогах рассказывает «Парламентская газета».
Фора для страховых
Напомним: сложности с ОСАГО начались в России еще в прошлом году после массово ухода иностранных автомобильных компаний. Как следствие этого, возник дефицит запчастей для автомобилей тех марок, производители которых разорвали с нашей страной отношения. Так, несколько дней назад «Парламентская газета» писала о том, что по данным Центробанка, в 2022 году доля компенсаций страховщиков в виде ремонта машин в 2022 упала до пяти процентов. Альтернатива ремонту — денежные выплаты — проблему тоже не решают: они рассчитываются по старым ценам на запчасти, в то время как новые из-за сложившегося дефицита, как правило, в разы выше.
Поискам возможных решений была посвящена прошедшая 19 января закрытая встреча в Госдуме с участием депутатов, представителей страхового сообщества, автомобилистов и Общероссийского Народного фронта. По словам присутствовавшего на ней председателя комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, предложений было высказано много, но сосредоточиться участники решили на двух основных.
«Первое — увеличение сроков ремонта на один месяц, с 30 до 60 дней, — пояснил парламентарий. — С такой инициативой выступили сами автостраховщики. Нужно отметить, что эта мера, если ее введут, будет временной — она даст страховым компаниям чуть больше времени на подбор качественных запчастей, пока не будут окончательно налажены поставки, в том числе по параллельному импорту».
Второе предложение — ремонт автомобилей по страховке с использованием бывших в употреблении деталей. Строго говоря, она тоже не нова — с такой инициативой страховые компании выступали еще весной прошлого года. Однако обсуждение по понятным причинам затянулось — многих не на шутку взволновал вопрос качества таких комплектующих. И все же, по словам Анатолия Аксакова, перспективы у подобного способа ремонта есть, главное — определиться со списком конкретных запчастей.
«Безусловно, это должны быть комплектующие, которые не влияют на ходовую часть, безопасность вождения и общее состояние транспортного средства», — подчеркнул глава комитета по финансовому рынку.
Угроза девяностых
Против ремонта автомобилей с использованием «бэушных» запчастей активно выступает Совет по правам человека при президенте Российской Федерации. Так, член СПЧ и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в беседе с «Парламентской газетой» предрек откат страны в «лихие девяностые», если такую форму поддержки автомобилистов решат принять.
«Мы изначально были категорически против, — сказал Кабанов. — Мы считаем, что это создаст не только риски в плане безопасности, но и совершенно новый вектор развития криминогенной обстановки. Вы помните, как в девяностые машины угоняли, чтобы разобрать на запчасти? Не исключаем, что нечто подобное будет происходить и сейчас».
К слову, СПЧ ситуацию с ОСАГО обсуждал буквально накануне — 18 января. В Совете по правам человека сошлись на том, что одной из наиболее действенных форм поддержки стал бы временный мораторий на обязательность оформления ОСАГО — чтобы водители сами могли выбирать, оформлять им полис или нет. Однако, по словам Анатолия Аксакова, на встрече в Госдуме ни страховщики, ни автомобилисты эту инициативу не поддержали.
«Вместе с тем я не могу сказать, что от нее отказались окончательно, — отметил парламентарий. — Пока мы не принимали никаких решений. Сейчас по итогам нашего совещания Союз страховщиков, автомобильное сообщество и Народный фронт должны подготовить более развернутые предложения, которые мы будем детально рассматривать в дальнейшем».
Напомним, что ранее высказанные РСА идеи увеличить сроки ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать бэушные запчасти, которые не влияют на безопасность, Центробанк не поддержал.